11.01.2014


Программа курса «Анатомия движения»

Особенность курса в том, что мы изучаем скелет через лепку и рисунок, мышцы учимся чувствовать в движении.

Методы и материалы.

Метод пластической анатомии. Предмет «Пластическая анатомия» создан очень давно художниками и скульпторами, изучавшими человеческое тело с точки зрения пропорций и формы. Атласы и рисунки, созданные ещё Леонардо да Винчи, до сегодняшнего времени имеют непреходящую ценность для всех, кто интересуется анатомией, хотя и до и после него немало талантливых художников уделяли этому предмету большое внимание.

И если художники и скульпторы изучают устройство человеческого тела чтобы лучше рисовать и ваять, то мы лепим и рисуем для того, чтобы лучше понять собственное тело. Практика показала, что даже добросовестное изучение учебников и атласов мало что дает в плане освоения анатомии. Лепка, рисунок, движение помогли сдвинуть дело с мертвой точки. Нам удалось пробудить живой интерес к анатомии, превратить изучение сухого и трудно усвояемого материала в самостоятельное творческое исследование.

Метод Фельденкрайза. Метод Фельденкрайза, или осознавание через движение мы используем для того, чтобы научиться чувствовать мышцы в движении, распознавать различное функциональное состояние мышечных и соединительных тканей и работать с этим.

Бодинамический анализ. Бодинамика — система, разработанная датской исследовательницей Лизбет Марчер. Эта система позволяет исследовать функциональное состояние мышц в связи со структурами характера и развитием психических функций человека.

Идеокинезис. Этот метод помогает соединить телесные ощущения, мышление, воображение с движением и действием.

Материалы.

Для рисования: карандаш, уголь, сангина, акварельная бумага. Для лепки: скульптурный пластилин. Учащиеся обеспечиваются всеми необходимыми материалами.

Блок 1 (модули 1 и 2). Туловище.

Модуль 1. Кости туловища.

Введение
Тело, форма, фигура человека. Пропорции.
Наброски каркасов человеческих фигур в различных позах с натуры. Три основные формы в теле человека, их взаимосвязи и единство. Лепка фигуры человека. Упрощённый вариант, состоящий из геометрических тел (шар, цилиндр и т. д.)
Позвоночный столб
Форма позвонков. Лепка последовательно каждого позвонка с одновременным анализом формы. Набросок позвоночного столба. Исследование основных движений позвоночника: сгибание, разгибание, скручивание, боковой наклон.
Череп
Лепка, наброски в различных положениях. Исследование движений: нижняя челюсть, язык, мимические мышцы, глаза.
Грудная клетка
Наброски в различных положениях, лепка. Исследование подвижности ребёр. Исследование движений грудной клетки в трёх различных плоскостях. Функция дыхания.
Таз
Наброски, лепка. Исследование движений таза в трёх плоскостях. Равновесие и подвижность.

Модуль 2. Мышцы туловища.

Введение
Строение мышечного волокна. Рецепторный аппарат. Двигательная единица. Тип мышцы и двигательная работа, ею совершаемая. Агонисты и антагонисты. Понятие мышечных цепей и миофасциальных связей.
Мышцы спины
Базовые движения позвоночника.
Мышцы головы и шеи
Исследование движений головы и шеи. Уравновешивание головы на позвоночнике.
Мышцы грудной клетки, диафрагма
Дыхание. Дифференциация частей и функций в дыхании.
Мышцы брюшного пресса. Тазовая диафрагма
Исследование движений таза в трёх плоскостях. Связь движений таза и грудной клетки. Связь движений таза и головы. Центр тела.

Блок 2 (модули 3 и 4). Конечности.

Модуль 3. Верхние конечности.

Кости
Лопатка, ключица. Плечевая кость. Кости предплечья: локтевая и лучевая. Скелет кисти. Плечевой сустав. Локтевой сустав. Суставы кисти.
Мышцы
Мышцы, прикрепляющие верхнюю конечность. Движения лопатки. Исследование движений.
Мышцы плечевого сустава. Движения в плечевом суставе. Исследование движений.
Мышцы локтевого сустава. Исследование движений.
Миофасциальные цепи руки – передние и задние. Исследование движений.

Модуль 4. Нижние конечности.

Кости
Бедреная кость. Кости голени: большая берцовая и малая берцовая. Скелет стопы. Суставы: тазобедренный, коленный, суставы стопы.
Мышцы
Мышцы тазобедренного сустава.
Мышцы бедра. Движения бедра. Исследование движений.
Мышцы колена. Движения колена. Исследование движений.
Мышцы голени и стопы. Движения голеностопного сустава. Исследование движений.

Блок 3 (модули 5 и 6). Движение.

Модуль 5. Движения туловища.

Теория
Н. Бернштейн. О построении движения. Уровни построения движения. Уровень тонуса A. Уровень синергий B.
Практика
Движения позвоночника: сгибание, разгибание, скручивание, боковой наклон. Особенности работы с шейным, грудным и поясничным отделами позвоночника. Сочетанные движения: перекаты, перевороты, кувырки, переходы из положения лёжа в положение сидя и стоя.
Педагогика
Наблюдение. Внимание. Бытовой транс и бодрствующее сознание. Развитие мышечного чувства и чувства движения.

Модуль 6. Движения конечностей.

Теория
Уровни построения движения. Уровень пространственного поля C. Уровень действий D.
Практика
Движения конечностей. Руки и плечи. Ноги и таз.
Педагогика
Этапы построения двигательного навыка: наработка фонов, срабатывание уровней, автоматизация, стандартизация, стабилизация.

Отзывы студентов, прошедших курс:

«...возможность ощутить объём косточки, ощупать каждый бугорок или впадину. Если после этого закрыть глаза, можно очень хорошо её представить, ощутить в своём теле, она такая объёмная...»

«...помогает проанализировать и запомнить пропорции и строение, расположение частей тела человека, скелета, его органов; понять назначение костей и мышц, их взаимосвязь и конструкцию в целом при совершении какого-либо движения... »

«...начинаешь «видеть» свой скелет, как он движется, чётко чувствовать асаны и работать над правильным их выполнением... »

«...более тонко ощутить косточки, суставы, органы тела; развить общую чувствительность...»

«...понять вид, форму, расположение, взаимосвязь органов и частей тела...»

«...способность творчески и не односторонне осознавать анатомию человека и применять эти знания в жизни...»

Комментарии 13

*
*
*

14.01.2014 ольга

А когда предполагается такой курс в Москве и сколько стоит, на сколько дней рассчитан?

14.01.2014 Наталья Королёва

Ольга, пока ничего определённого на эту тему сказать не могу.

31.08.2014 Далия

Запишите, пожалуйста, на курс. Спасибо.

01.09.2014 Наталья Королёва

Далия, записала.

13.10.2014 Администратор

Добавил видео-ролик "Как это было" -- нарезка кадров, снятых в Екатеринбурге.

22.12.2015 Елена

Когда будет Блок 1 (модули 1 и 2), в 2016 и сколько он идет. Спасибо.

17.06.2017 Алексей

Добрый день. Когда курсы проходят в 2017 голу и их стоимость. Сколько дней и где? Очень хотелось бы попасть и приехать из далека.

13.09.2018 Ася

хочу попасть на курс

12.05.2020 Гульнара Совкова

Добрый день, хочу подписаться на рассылку о курсах Фельденкрайза

26.01.2024 Елена Макарова

Мне интересна эта тематика